The only American designer to create a Sans Serif type of any merit

Уильям Эддисон Двиггинс (William Addison Dwiggins), по словам друзей, был веселым, чутким и отзывчивым человеком. Он вырезал из дерева марионеток и ставил спектакли, писал фантастические романы, интересовался воздушными змеями, архитектурой, мебельным дизайном, настенной росписью и делал флюгеры. Кроме того, он занимался проектированием шрифта, каллиграфией и оформлением книг и в 1922 году изобрел словосочетание «графический дизайн». По мнению Герарда Унгера (Gerard Unger, один из лучших современных голландских типографов), Двиггинс — величайший американский шрифтовик вообще.

WAD, как он сам себя называл, родился 19 июня 1880 года в Мартинсвилле, Огайо в семье врача. В девятнадцатилетнем возрасте он стал одним из первых учеников Фредерика Гауди (Frederic W. Goudy) в чикагской Frank Holme School of Illustration. После окончания учебного заведения в 1904 году он вместе с женой Мейбл переехал в Кембридж, Огайо, где создал собственную типографию, но она, к нашему счастью, не окупилась, и поэтому уже с 1905 года по приглашению Гауди (они вместе год или два снимали студию в Чикаго после окончания Двиггинсом вуза) Уильям навсегда поселился в Гингаме, Массачусетс, начав карьеру рекламного художника.

В 1910 году он купил ручной пресс и основал White Elephant Press, в 1917 году на два года стал исполнительным директором Harvard University Press, а в 1919 году совместно со своим двоюродным братом Лоренсом Б. Зигфридом (Laurance B. Siegfried, заметная фигура в американской издательской индустрии) написал (и напечатал в гарвардской типографии) злобную книгу «An Investigation into the Physical Properties of Books», в которой упрекнул современных ему дизайнеров в механическом подходе и раскритиковал американское книгоиздание, после чего издатель Альфред А. Кнопф (Alfred A. Knopf) предложил ему, собственно, улучшить положение рынка (Двиггинс создал в общей сложности 329 книг для Кнопфа). Между прочим, «An Investigation...» была издана Бостонским обществом каллиграфов — вымышленным клубом, куратором которого являлся доктор Герман Пютершайн (Hermann Puterschein), альтер-эго художника. Несмотря на то что общество было, по сути, розыгрышем, конституция и сертификат почетного членства в нем были оформлены самим Двиггинсом безупречно.

Решение поменять работу в рекламном дизайне на работу в книжном дизайне выкристаллизовывалось у Двиггинса лет шесть. В марте 1922 года он понял, что не может закончить работу для Карла Парингтона Роллинза (Carl Purington Rollins), печатника в Йельском университете. Он писал, что не может понять, что с ним, что-то напоминающее страх сцены. Как выяснилось, это был диабет (от него умер отец художника). Диагноз был поставлен в 1922 году, а в 1923-м уже начались клинические испытания инсулина, однако Двиггинс все же предпочел сменить род деятельности и перешел, скажем так, на сидячий образ жизни. В письме Роллинзу он сообщает, что решил коренным образом навсегда поменять область, в которой работает. Коренным, правда, не получилось, потому что реклама была более прибыльной, поэтому WAD продолжал время от времени возвращаться к ней.

Карьера Двиггинcа как книжного дизайнера началась в 1926 году, когда он сделал ограниченное и популярное издания книги My Mortal Enemy Валлы Кэйтер (Walla Cather), для Alfred A. Knopf. Две самые характерные черты созданных им книг — орнаменты, полученные с помощью трафаретов, на которые его вдохновили раскрашенные индейские ткани, и ручной леттеринг на корешках.

В 1934 году Двиггинс стал главным дизайнером издательства Alfred Knopf. Некоторые замечательные образцы творчества Двиггинса, правда, были сделаны не для Кнопфа:

Опыт УЭДа в рекламе описан в его книге Layout in Advertising (New York: Harpers & Brothers,1928), ставшей стандартом для отрасли (сложно найти более достойного автора — в одном только 1914-м он сделал около девяноста «рекламок» для Paine Furniture), а мысли о графическом дизайне — в сборнике эссе MSS by WAD (1949).

Дизайном шрифта Уильям Эддисон Двиггинс занялся только в середине творческого пути как уже состоявшийся дизайнер — в 1929 году он создал первую гарнитуру для Mergenthaler-Linotype, на которых потом проработает 27 лет, и тогда же получил престижнейшую золотую медаль AIGA (American Institute of Graphic Arts, ее обычно вручали уже в конце творческого пути). А 1928 год журнал Publisher’s Weekly назвал «годом Двиггинса».

Первой работой для Linotype стало создание пробных рубленых прописных (Gothic, как их называли в Америке — отсюда шрифты Мориса Фуллера Бентона (Morris Fuller Benton) называются Franklin Gothic, News Gothic и т. п., лучший пример «готического» шрифта — Акциденц-Гротеск). Это стало вызовом для Двиггинса, поскольку в 1928 году в Layout in Advertising он писал что-то вроде: «Рубленые шрифты в своих вариациях малопривлекательны — выглядят небрежно, без стати, и интересны только своей простотой. Словолитни сделают рекламщикам большое одолжение, если создадут рубленый шрифт с хорошим дизайном». Это заявление было, разумеется, провокацией, потому что уже тогда в Европе были созданы геометрические Futura, Erbar и Kabel, но УЭД всегда считал создание шрифта ручным, что ли, ремеслом, а Linotype должен был быть конкурентоспособным, и Двиггинс легко согласился на их предложение, которое, в письме тогдашнего президента Linotype к Двиггинсу от 25 февраля 1929 года, звучало так: «Что вы понимаете под „хорошим дизайном шрифта“? А если вы можете объяснить, то, может быть, и нарисуете? И если так, то может быть, вы захотите, чтобы его вырезали?». Стоит, наверное, пояснить, что шрифт тогда был ничем, фантазией, пока его не вырезали из металла и не пробовали что-нибудь напечатать.

В Linotype WAD плотно сотрудничал с Чонси Гриффитом (Chauncey H. Griffith, CHG), начальником отдела типографики (пока того в 1949 году не уволили). Их переписка наглядно демонстрирует процесс проектирования. Билл делал наброски своих идей и посылал их с комментариями. Грифф в ответ звонил или тоже отвечал письменно, обсуждая назначение шрифта, его функции и место в типографическом реестре. В целом переписка включает в себя около 1200 эскизов, заметок, эссе и графиков, причем все они касаются только шрифтов для линотипа (в смысле, механизма под названием линотип).

Одна из первых работ Двиггинса, подарок для матери. Хранится в Бостонской библиотеке. Из альбома пользователя ebensorkinна flickr. com


.




Экслибрис для матери Двиггинса, Евы Зигфрид Двиггинс (Eva Sigfried Dwiggins).
Подписан «DG», следовательно, создан совместно Двиггинсом и Гауди.
Скорее всего, Гауди нарисовал монограмму ESD, а WAD — все остальное.
С linotype. com.




Объявление о готовности работать фрилансером, 1905.
Возможно, первые наброски шрифта Winchester. С linotype. com.


© "Do We Need More Fonts" by Cyrus Highsmith
© З.Ящин, перевод.


Впервые опубликовано на страницах блога Захара Ящина с разрешения автора статьи.
Опубликовано на
typoholic.ru с любезного разрешения автора перевода.