цитата
АПРОШИ

Общие положения

Главный принцип расстановки апрошей (см. также полуапрош) заключается в том, что площади всех апрошей в шрифте должны быть визуально равномерными, при этом однотипные знаки должны иметь одинаковые апроши. Поскольку геометрия знаков определяется 3-мя основными формами — прямоугольной, округлой и треугольной, им соответствуют 3 основных типа апрошей. Процесс установки апрошей начинается с определения апрошей у прямых знаков.

Прямые знаки

Очень приблизительно их величину можно определить как половину внутрибуквенного просвета среднего прямого знака, например, Н. В шрифте величина апрошей задается в метрических единицах как расстояние от крайней боковой точки контура знака до бокового габарита кегельной площадки, но глаз человека воспринимает расстояние между буквами как площадь белого, поэтому при начальной установке апрошей нужно ориентироваться на расстояния между основными (вертикальными) штрихами, а не между крайними точками контура. Правильность выбранного апроша проверяется многократным набором соответствующего знака (ННННН) и уменьшением до реального кегля.

Круглые знаки

После установки левого и правого апрошей типового прямого знака (например, Н) необходимо определить апроши типового круглого знака (например, О). Обычно они равны от 2/3 до 1/3 апроша прямого знака. Правильность выбранного апроша проверяется многократным набором соответствующего знака в сочетании с прямым (НННОНННОООНООО) и уменьшением до реального кегля.

Треугольные знаки

Затем так же определяются апроши типового треугольного знака (например, А), которые должны быть равны от 1/3 апроша прямого знака и менее (иногда, особенно в прописных акцидентных шрифтов, апроши треугольных знаков могут иметь даже отрицательные значения). Апроши всех однотипных с ними знаков определяются по вышеуказанному принципу, причем с каждой стороны устанавливаются апроши соответствующего типа. Апроши всех остальных знаков определяются по аналогии с тремя основными типами, при необходимости устанавливаются промежуточные значения.

Прописные знаки

Как правило, апроши прописных знаков делаются немного (на 5-10%) больше, чем у строчных, потому что в противном случае прописные в сплошном наборе выглядят слишком сдвинутыми вместе. Однако при слишком большом различии апрошей у прописных и строчных прописная буква в комбинации со строчными образует слишком большой пробел. Чтобы избежать этого, в некоторых шрифтах правые апроши прописных знаков делают меньше, чем левые, как бы сдвигая очко знака вправо по кегельной площадке. Для этого вначале надо правильно расставить апроши у строчных, затем установить для прописных симметричных знаков нормальные симметричные апроши, в соответствии с ними определить апроши у остальных.

Проверка

Правильность выбранных апрошей каждый раз проверяется многократным набором прямых и круглых знаков в сочетании с текущим (НННАНННОООАООО) и уменьшением до реального кегля. Многократный набор основных знаков в сочетании с проверяемым необходим, поскольку мы по-разному воспринимаем расстояния между 2-3 отдельными знаками и знаками в составе целой строки. В первом случае влияние окружающего белого поля искажает восприятие пробелов между знаками. Правильная оценка расстояний зависит также от размера изображения, поэтому желательно каждый раз уменьшать тест до реального кегля, чтобы видеть шрифт в правильном масштабе.
Методом набора прописной и строчных (например, Ннано, Нонан, Онано, Оонан, Анано, Аонан...) и уменьшения пробела между ними определяют оптимальное расстояние и необходимый сдвиг апрошей у прописных, после чего нужно последовательно прибавить к левому апрошу каждого прописного величину сдвига, а от правого отнять эту же величину. Если эту операцию проделать с каждым прописным знаком алфавита, набор сплошными прописными сохранит нормальные апроши, а в комбинации со строчными прописные буквы не будут отлетать.
Для окончательной проверки апрошей требуется сделать пробный набор достаточного массива осмысленного текста или специальных тестов в одном или нескольких реальных кеглях.

_

Из статьи:
В. В. Ефимова, Проектирование шрифта
Опубликовано в журнале Курсив, №3, 1996 г.






© Илья Рудерман и Валерий Голыженков